Спасение водонапорных башен от сноса

Водонапорные башни на станции Подсолнечная являются единственным сохранившимся комплексом станции IV класса на территории Московской области и одним из двух сохранившихся таких комплексов на всей Петербурго-Московской железной дороге. Они представляют колоссальную историческую ценность как подлинные свидетельства уровня развития железнодорожной науки и техники во время строительства первой железнодорожной магистрали России – линии Петербург – Москва. В их проектировании и строительстве принимал участие крупнейший российский зодчий Константин Андреевич Тон, это одна из немногих его работ на территории Московской области и редчайший пример технических построек его авторства.

Башни являются одними из старейших построек в г. Солнечногорске и своего рода «визитной карточной» города и станции.

Водонапорные башни на станции Подсолнечная Октябрьской железной дороги являются уникальным памятником науки и техники в масштабах не только Московской области, но и всей Российской Федерации. Башни Подсолнечной, несомненно, заслуживают присвоения им статуса объекта культурного наследия.

Запуск скоростных поездов сильно усложнило жизнь пешеходов Солнечногорска. Официально были закрыты два наземных перехода через железную дорогу. В 2014 году суд обязал компанию «РЖД» организовать два наземных пешеходных перехода вблизи станции Подсолнечная, оборудовав их светофорами. Но и здесь нашлись «инструкции» и «правила» — количество путей на станции Подсолнечная не позволяет организовать такие переходы – слишком уж широка местная дорога, да извилиста.
Так вот, перейдем к кульминации истории. В 2016 году был разработан проект подземного пешеходного перехода, взамен старого надземного моста, который обошелся в 32 млн рублей. Однако, вскоре, на пути реализации возникла проблема – два исторических здания, которые якобы каким-то образом мешают строительству подземного тоннеля. Проект предусматривал их снос, это, кстати, типичная политика ОЖД – «сношу все, что вижу». Но, министерством культуры данные объекты были внесены в реестр культурного наследия и, соответственно, разгром башен отменился.

Именно это, из официальных данных ОЖД, стало причиной того, что строительство тоннеля перенесли на 2018 год. Но обратите внимание на то, что по проекту, тоннель должен пройти между зданием вокзала и башнями, и тогда возникает вопрос – почему не мешает вокзал? Ведь он значительно больше, чем какая-то маленькая башня! А вот почему – проект перехода не прошел Главгосэкспертизу и был отклонен. Весь 2017 год горе-проектировщики его переделывали и в ноябре отправили на повторную оценку. В случае, если бы строительству мешало постановление Минкульта о том, что идея со сносом башен не имеет места быть, то достаточно было бы внести изменения в существующий проект и сразу запустить его в реализацию, однако, проект экспертизу не прошел, что подтверждает факт того, что далеко не в башнях «собака зарыта».

Сохранить башни от сноса удалось благодаря активистам местного отделения ВООПИиК и Ассоциации «Город под солнцем».